Бяловский Юрий Юльевич

Заведующий кафедрой патофизиологии, профессор, выпуск 1982 года

-Здравствуйте, Юрий Юльевич. Очень рады возможности с Вами пообщаться о вашей студенческой жизни и работе. Расскажите о вашей семье. Как родители повлияли на выбор будущей профессии?

ЮЮ В моем роду не было медиков. Наверное, я выбрал этот путь из-за моей матушки, которая всю жизнь много болела. Она всегда хотела, что бы я стал врачом и говорила: «Вот ты вырастешь, станешь врачом, будешь меня лечить, и я перестану болеть!» И как-то мне это запало в сердце, и после окончания школы я решил поступать в медицинский институт.

-Как Вы учились в школе?

ЮЮ Весь 10-ый класс я, можно сказать, проболел. Вообще я думал , что останусь на второй год, но  закончил я без троек, наверное, благодаря отцу, с которым мы за два месяца нагнали всю школьную программу. Кстати, в душе я хотел  реализоваться где-то в инженерном поприще.

-А если говорить о вашем характере. Какие черты, способствующие медицинской направленности, Вы в себе замечали?

ЮЮ Наверное, вот эта сострадательность, которая проявлялась у меня в отношении мамы. Когда учился, главной нацеленностью была помощь людям. Если ты хочешь помогать - это главное качество врача, остальное придет.

-Почему Ваш выбор пал именно на РязГМУ?

ЮЮ Потому что я здесь жил, я же из Рязани.  Я тогда ничего не знал про наш университет, выбрал исключительно по расположению. Ехать куда-то, чего-то… Ну, наверное, я был тогда к этому просто не готов.

- Давайте поговорим про Вашу учебу. Какие предметы вызывали наибольшую заинтересованность?

ЮЮ Физиология - это, конечно, самый любимый предмет. Пожалуй, еще, наверное, хирургические предметы. Хирург, сразу видит: удачно или неудачно, излечил или не излечил. Терапия как-то не очень. Хотя на Всесоюзной олимпиаде по терапии я занял второе место.

-Бывало ли такое, что иногда Вы прогуливали пары или лекции?

ЮЮ Конечно,  конечно, и прогуливали, и занимались тем, чем занимаются наши студенты для того, что не обнаруживали  прогулы (наш староста старался нас, по возможности, не отмечать). Но если все-таки отсутствующие были, то надо было как-то из журнала изымать эти «н».

- А что насчет отработок?

ЮЮ Нет, пропускали только по крайней необходимости, лекции - да. Занятия старались не пропускать. Кстати, методика отработок тогда была чуточку проще.

-Давайте немного забудем про учебу. Расскажите про запоминающиеся яркие моменты студенческой жизни!

ЮЮ Для нас было такой отдушиной поехать в колхоз. В наше время где-то с первого сентября нас всех аккуратненько расфасовывали в автобусы и направляли на сельскохозяйственные работы по ближайшим и не очень ближайшим районам для уборки картофеля. Ну и там мы находились до белых мух. Что делать? Убирать картошку! Это, конечно, очень интересное время. Мы были молодые, общались между собой, с местными, так сказать. Стройотряд - тоже очень интересная вещь.

- В нашем университете так много внимания уделяется спорту и здоровому образ жизни. Увлекались ли вы спортом, когда учились?

ЮЮ Больших спортивных достижений я в ВУЗе не делал, хотя… я занимался хоккеем!

- Продолжая тему учебы и науки. Расскажите о своем наставнике, научном руководителе.

ЮЮ С большой теплотой вспоминаю своих учителей. Занимался я в основном в кружке физиологии. Руководителем кружка сначала был Владимир Владимирович Белошенков. Он уже тогда был доцентом и выглядел очень молодо. Мы сначала с одногруппниками не восприняли его всерьез, подумав, что это какой-то студент. Потом уже, когда он представился, мы все удивились. Потом я работал с Морозовым Владимиром Николаевичем. Он великолепно знал смежные дисциплины (биохимию, патофизиологию). Ну и, конечно, Анатолий Федорович Белов. Человек энциклопедических знаний, заведующей кафедрой. Таких ученых сейчас нет…

-Как часто Вы встречаетесь со своими одногруппниками, и поддерживаете общение? Встреча выпускников?

ЮЮ  Не так часто, на встречах выпускников.

-И вот Вы - молодой врач, коснулось ли Вас распределение после окончания?

ЮЮ Сейчас перед университетом стоит проблема о том, куда трудоустроить своих выпускников. Это довольно острая проблема. В мое время ее не было. Все решало государство. Я был распределен в Михайловский район, а после мне нужно было выбрать место для рабочей интернатуры. Этим местом стал Шиловский район, где я сразу стал  главным врачом.

-Сразу после университета главным врачом?

ЮЮ Главврач над кем -  прежде всего над самим собой. Уже потом появились в подчинении два врача, несколько фельдшеров. А  так я был и за главврача, и за терапевта, и за водителя, и за санитара, за дворника и истопника. Этот период жизни для меня самый запоминающийся.  И я говорю своим ребятам: «Работать в районе - это большое благо с точки зрения приобретения опыта врача». Ты сам себе хозяин, никто над тобой не довлеет, только от тебя зависит жизнь человека. Это самая лучшая учеба. Распределение помогает понять уровень мотивации.

-Почему Вы решили стать преподавателем?

ЮЮ Если прямо сказать, то я, когда поехал в деревню,  не прерывал связи с ВУЗом и как бы рассчитывал, что останусь в аспирантуре. Но будучи на распределении, я продолжал работать по этой тематике научной. Сначала пытался делать на крысах что-то - не получилось, перешел на людей. Пытался воспроизвести пищевые рефлексы, пытался на детях это воспроизвести, но было подозрительно…С какими-то наклонностями доктор, с не очень хорошими… Но потом нашел другую экспериментальную модель. Написал диссертацию, в ходе которой выявил совершенно новые рефлексы. Таким «зигзагом» вышел на научную траекторию.

-Интересно узнать о первом преподавательском опыте. Помните ли Вы свою первую группу, сразу ли удалось найти подход к студентам?

ЮЮ Конечно, не сразу я нашел общий язык. Первые мои студенты это были ребята после армии. Все лето я пытался как-то вспомнить, освежить этот предмет. Захожу в группу, начинаю рисовать график потенциала действия и вижу в глазах полное непонимание… Я стал думать, как же популяризировать учебник. Я пошел в магазин и нашел книгу, такой простой учебник, где самые сложные вопросы изложены очень простым языком. Главное - завлечь человека, чтобы он стал интересоваться. Нужно найти такую форму подачи, чтобы было занимательно. Вот тогда появляется блеск в глазах. Но это не просто, у меня заняло это лет пять.

- Вы уже продолжительное время принимаете экзамены у студентов. Может быть,  Вы расскажите нам об интересных беседах со студентами.

ЮЮ Иногда на экзаменах со студентами начинаешь беседовать  о каких-то отвлеченных вещах. Выясняется, что мало, мало, мало знаний… Помню, девочку спрашиваю: «В каком произведении М.Ю.Лермонтов описал синдром Жильбера?» Ну естественно, она этого не знала… Это вообще мало, кто знает. Потом я немного уточняю: « А  какие  произведения  Лермонтова знаете?» . Она отвечает: «Герой нашего времени». Спрашиваю про героев- молчок. Потом говорю: «А как зовут Лермонтова: Лев Николаевич или Михаил Юрьевич?». Тоже молчок. И когда пробираешься сквозь эти дебри, выясняется, что культурное развитие отстает.

-Что Вы хотите пожелать нынешним студентам и выпускникам?

ЮЮ Я бы хотел вам немножко подсказать: будет цель - будет и результативное обучение. Ну а, в основном, конечно, нужно отрабатывать клиническое мышление. И прежде всего, системность в обучении.

-Как вы думаете стоит ли развивать «Содружество Выпускников»  как форму общения между выпускниками разных лет?

ЮЮ Хорошая мысль. Очень хорошая. К сожалению, мы (выпускники) очень мало общаемся и дело не в средствам коммуникаций. У нас у всех есть телефоны друг друга, мы можем созвониться. Но, понимаете, рутина жизни так засасывает, что людям просто некогда это делать. А зачастую, они попадают в такие ситуации, когда не хочется этого делать. Гораздо лучше создать такой контакт, где выпускники, которые не хотят общаться напрямую в силу каких-либо обстоятельств, тем не менее будут информированы о том, что происходит в среде этих выпускников. Это очень важно. Они все равно приобщаются к жизни своего курса, поэтому идея очень хорошая.  Конечно, ее надо развивать