Бяловский Юрий Юльевич

Заведующий кафедрой патофизиологии, профессор, выпуск 1982 года

- Здравствуйте, Юрий Юльевич. Очень рады возможности с Вами пообщаться о вашей студенческой жизни и работе. Расскажите о вашей семье. Как родители повлияли на выбор будущей профессии?

ЮЮ В моем роду не было медиков. Наверное, я выбрал этот путь из-за моей матушки, которая всю жизнь много болела. Она всегда хотела, чтобы я стал врачом и говорила: «Вот ты вырастешь, станешь врачом, будешь меня лечить, и я перестану болеть!» И как-то мне это запало в сердце, поэтому после окончания школы я решил поступать в медицинский институт.

-Как Вы учились в школе?

ЮЮ Весь 10-ый класс я, можно сказать, проболел. Вообще я думал, что останусь на второй год, но закончил я без троек, наверное, благодаря отцу, с которым мы за два месяца нагнали всю школьную программу. Мой отец был инженером и в душе я всегда хотел реализоваться где-то на инженерном поприще.

-А если говорить о вашем характере. Какие черты, способствующие медицинской направленности, Вы в себе замечали?

ЮЮ Наверное, вот эта сострадательность, которая проявлялась у меня в отношении мамы. Когда учился, главной нацеленностью была помощь людям. Если ты хочешь помогать - это главное качество врача, остальное придет.

-Почему Ваш выбор пал именно на РязГМУ?

ЮЮ Потому, что жил здесь, я же - рязанец. Я тогда ничего не знал про Рязанский медицинский институт имени академика И.П.Павлова, выбрал исключительно по близкому расположению к родительскому дому. Ехать куда-то, чего-то искать… Ну, наверное, я был тогда к этому просто не готов.

- Давайте поговорим про Вашу учебу. Какие предметы вызывали наибольшую заинтересованность?

ЮЮ Физиология - это, конечно, самый любимый предмет. Пожалуй, еще, наверное, хирургические предметы. Хирург сразу видит: удачно или неудачно сделал операцию, излечил или не излечил больного. Результаты труда терапевта не всегда заметны и эта профессия мне нравилась меньше. Хотя, будучи студентом 6-го курса на Всесоюзной олимпиаде по терапии в Томске я занял второе место.

-Бывало ли такое, что иногда Вы прогуливали пары или лекции?

ЮЮ Конечно, ничто человеческое нам было не чуждо - и прогуливали, и занимались иногда на лекциях другими предметами.

 - А что насчет отработок?

ЮЮ Занятия пропускали только по крайней необходимости, в основном - лекции. Практические занятия старались не пропускать. Кстати, методика отработок пропущенных занятий тогда была чуточку проще.

-Давайте немного забудем про учебу. Расскажите про запоминающиеся яркие моменты студенческой жизни!

ЮЮ Для нас такой яркой отдушиной студенческой жизни было поехать в колхоз. В то время практически на всех курсах где-то с первых чисел сентября нас всех аккуратненько расфасовывали в автобусы и направляли на сельскохозяйственные работы по ближайшим и не очень ближайшим районам для уборки картофеля. Ну и там мы находились до белых мух. Что делать? Убирать картошку! Это, конечно, очень интересное время. Мы были молодые, общались между собой, с местной молодежью. Стройотряд - тоже очень интересная вещь.

- В нашем университете так много внимания уделяется спорту и здоровому образ жизни. Увлекались ли вы спортом, когда учились?

ЮЮ Во время учебы в ВУЗе серьезно занимался хоккеем с шайбой, имел и первый разряд и многочисленные спортивные травмы!

- Продолжая тему учебы и науки. Расскажите о своем наставнике, научном руководителе.

ЮЮ С большой теплотой вспоминаю своих учителей. Занимался я в основном в кружке кафедры нормальной физиологии. Моим первым научным руководителем был Владимир Владимирович Белошенков. Он уже тогда был доцентом и выглядел очень молодо. Мы сначала с одногруппниками не восприняли его всерьез, подумав, что это какой-то студент-старшекурсник. Потом, когда познакомились ближе, были удивлены его знаниям, большому научному кругозору и методическому опыту. В студенческом кружке я работал с Морозовым Владимиром Николаевичем. Он великолепно знал смежные дисциплины (биохимию, патофизиологию), имел большую эрудицию. Ну и, конечно, Анатолий Федорович Белов. Человек энциклопедических знаний, заведующий кафедрой. Таких ученых сейчас нет…

-Как часто Вы встречаетесь со своими одногруппниками, и поддерживаете общение? Встреча выпускников?

ЮЮ Не так часто, как хотелось бы, в основном на встречах выпускников.

-И вот Вы - молодой врач, коснулось ли Вас распределение после окончания?

ЮЮ Сейчас перед университетом стоит проблема - как трудоустроить своих выпускников, укомплектовав первичное звено здравоохранения. Это довольно острая проблема. В то время ее не было. Все решало государство. После окончания института я был распределен в Михайловский район, а завершив обучение в интернатуре, точкой моего распределения стал Шиловский район, Рязанской области - Аделинская врачебная амбулатория, где я сразу стал главным врачом.

-Сразу после университета главным врачом?

ЮЮ Главврач сельской врачебной амбулатории - это начальник прежде всего над самим собой. Уже потом появились в подчинении два врача, несколько фельдшеров. А вначале я трудился и за главврача, и за терапевта, и за водителя, и за санитара, за дворника и истопника. Этот период жизни для меня самый запоминающийся. Я часто говорю своим студентам: «Работать в районе - это большое благо с точки зрения приобретения опыта врача». За спиной нет более опытного коллеги, только от тебя зависит жизнь человека. Когда ты один на один с тяжелым больным, посоветоваться не с кем (мобильной связи не было, а телефонная связь с ЦРБ чаще отсутствовала), мучительно ищешь в памяти алгоритмы диагностики и лечения - это и есть самая лучшая учеба, ты получаешь такой практический опыт, который не забывается всю оставшуюся жизнь.

-Почему Вы решили стать преподавателем?

ЮЮ Когда поехал в деревню, рассчитывал, что все-таки вернусь на кафедру, поэтому не прерывал связи с ВУЗом. Работая в сельской амбулатории, я продолжал научные исследования. Нашел интересную экспериментальную модель – условный дыхательный рефлекс на увеличенное сопротивление дыханию. Под руководством профессора А.Ф.Белова, написал кандидатскую диссертацию и когда в 1988 году на кафедре появилось вакантное место ассистента, я вернулся в Рязань. Таким «зигзагом» вышел на свою научную траекторию.

-Интересно узнать о первом преподавательском опыте. Помните ли Вы свою первую группу, сразу ли удалось найти подход к студентам?

ЮЮ. Первые мои студенты были ребята, ранее отчисленные в связи со службой в армии, а после армии восстановленные на 2 курс. Все лето перед началом нового учебного года я пытался освежить в памяти нормальную физиологию. В сентябре захожу в свою группу, начинаю рисовать на доске график потенциала действия и вижу в глазах студентов полное непонимание… Стал думать, как популяризировать эту дисциплину. Нашел несколько книг из серии «научно-популярная литература», где самые сложные вопросы физиологии были изложены очень простым языком. И дело сдвинулось с мертвой точки. Главное - увлечь человека, чтобы ему стало интересно. Нужно найти такую форму подачи материала, чтобы было занимательно. Вот тогда у ребят появляется блеск в глазах. Но это не просто, у меня это заняло лет пять.

- Вы уже продолжительное время принимаете экзамены у студентов. Может быть, Вы расскажите нам об интересных беседах со студентами.

ЮЮ Иногда на экзаменах со студентами начинаешь беседовать о каких-то общекультурных проблемах. Выясняется, в этой плоскости мало, очень мало знаний… Помню, студентку спрашиваю: «В каком произведении М.Ю.Лермонтов описал синдром Жильбера?» Ну естественно, она этого не знала… Это вообще мало, кто знает. Потом я немного уточняю: «А какие произведения Лермонтова знаете?». Она отвечает: «Герой нашего времени». Спрашиваю про главных героев, описанных в этой поэме – в ответ - молчок. Потом спрашиваю: «А как зовут Лермонтова: Лев Николаевич или Михаил Юрьевич?». Тоже молчок. Выясняется, что общекультурное развитие студентов отстает. Это сильно тормозит и профессиональное образование, т.к. у студента ограничена эрудиция, мотивация к обучению.

-Что Вы хотите пожелать нынешним студентам и выпускникам?

ЮЮ Я бы хотел сказать: будет цель в будущей профессиональной деятельности - будет и результативное профессиональное обучение. Ну а в основном, конечно, нужно отрабатывать клиническое мышление. И прежде всего, за счет системности в обучении.

-Как вы думаете стоит ли развивать «Содружество Выпускников» как форму общения между выпускниками разных лет?

ЮЮ Содружество Выпускников – это хорошая идея. Очень хорошая. К сожалению, мы (выпускники) очень мало общаемся между собой и дело не в средствах коммуникаций. У нас у всех есть телефоны друг друга, мы можем созвониться. Но, понимаете, рутина жизни так засасывает, что людям просто некогда это делать. А зачастую, они попадают в такие ситуации, когда не хочется общаться. Поэтому неплохо создать такой контакт, где выпускники, которые не хотят общаться напрямую в силу каких-либо обстоятельств, тем не менее будут информированы о том, что происходит в среде этих выпускников. Это очень важно. Они все равно рано или поздно узнают о жизни своего курса, поэтому идея Содружества Выпускников очень хорошая. Конечно, ее надо развивать!